Романовский юрт

Новости Романовского юрта. Казачество: идеи, проблемы, предложения...

Романовский юрт

Новое сообщение Светлана » 17 авг 2009, 21:02

Предлагаю в этом разделе обсуждать роль казачества у нас в районе. История казачества неразрывна с историей нашего района. Давайте вместе вспоминать историю, традиции и обычаи казаков.
Аватар пользователя
Светлана
 
Сообщений: 126
Зарегистрирован: 18 мар 2009, 19:20

Re: Романовский юрт

Новое сообщение Светлана » 25 авг 2009, 23:34

КАЗАЧЬИ ТРАДИЦИИ: ВОСПИТАНИЕ МАЛЬЧИКА
Цитата:
Мальчика стригли первый раз, когда ему исполнялся год. Этот обряд описан в древнерусских летописях как великокняжеский, и неизвестно, пришел ли он на Русь из степи, или в степь от Руси. А может, он был общим для всех дружинников: и степняков, и славян, и варягов. Но у казаков он сохранился до наших дней.

Годовалого казачонка на женской половине дома усаживали на кошму, и крестная срезала его первые прядки волос, которые потом на протяжении всей жизни сохранялись за именной иконой. Подстриженного мальчонку женщины передавали мужчинам, и те несли его к церкви. Там его ждал неоседланный конь. Казачонка сажали верхом на коня на расстеленный шелковый платок (в который потом заворачивали первые волосы) и гадали, как он будет себя вести, по малейшим приметам стараясь угадать судьбу будущего воина. Схватится за гриву - будет жив. Заплачет, повалится с коня - быть убитому. Коня обводили вокруг церкви. Потом отец брал его на руки, а крестный надевал на них обоих портупею так, чтобы издали казалось: идет по улице казак при шашке.

У ворот родного куреня казаков встречала женщины. "Казака принямайтя! Да за ним доглядайтя! Чтоб был не квёлый, до всякой работы скорый, чтоб Богу молился да сабле учился! Чтоб малых не забижал, старших уважал, а к родителям был почтительней..."

Крестная снимала с отца и сына шашку со словами: "Возьми, крестный, шашку, нашему казаку еще расти нужно. Сохраняй ее до срока". Крестный принимал оружие, хранил его и вручал крестнику в семнадцать лет, после того, как малолетку приписывали к полку. Он же, крестный, обучал крестника всем церковным обычаям, но в большей степени всем видам воинского искусства. Считалось, что отец может быть излишне строг или чрезмерно мягок, поскольку это его плоть и кровь, а крестный - духовный отец - будет и строг, и справедлив.

Обучение начиналось после "праздника первых штанов". Штаны, как правило, дарил старший в роду. Это должны были быть обязательно шаровары. Без этого изобретения скифов обучение верховой езде было невозможно. Мальчика все поздравляли с первыми штанами, и казачонок ими очень гордился.

Наступал этот праздник в зависимости от общего развития мальчика, но, как правило, с трех-пяти лет казачонка уже приучали к верховой езде. Обучение было тяжелым и постоянным. Стрелять учили с семи лет, рубить шашкой - с десяти. Сначала пускали тонкой струйкой воду и "ставили руку", чтобы клинок шел под правильным углом и резал воду, не оставляя брызг. Потом учили "рубить лозу", сидя на коновязи - на бревне, и только потом на боевом коне, по-боевому, по-строевому оседланному. Рукопашному бою учили с трех лет, передавая особые, в каждом роду сохранявшиеся приемы.

Мальчика воспитывали гораздо строже, чем девочку, и жизнь его с очень раннего возраста была заполнена трудом и обучением. С пяти лет мальчишки работали с родителями в поле: погоняли волов на пахоте, пасли овец и другой скот. Но время для игры оставалось. И крестный, и атаман, и старики следили, чтоб мальчонку "не заездили", чтобы играть позволяли. Но сами игры были такими, что в них казак обучался либо работе, либо воинскому искусству.

Одной из самых любимых была древнейшая игра пастухов - дзига, или кубарь, в которую играли с утра до вечера. Специально изготовленную игрушку, похожую и на шпульку от ниток, и на волчок, подхлестывали кнутами. Условия были самыми разными: стараясь не уронить, гоняли дзигу по маршруту, гоняли наперегонки... Особые мастера ухитрялись выделывать потрясающие номера с кубарем, подбрасывая его в воздухе или попадая им в цель за много метров. Бывали командные соревнования, бывали бои, когда сшибали дзиги противников... Несмотря на то, что взрослые считали "гонять кубарь" пустым занятием, именно оно развивало глазомер, реакцию, ловкость, выносливость, да и просто обучало пастушьему владению кнутом и боевому умению обращаться с нагайкой.

В семь лет мальчонку стригли ритуально во второй раз. Бритоголовым он шел в первый раз с мужчинами в баню, а затем к первой исповеди. Дома после праздничного обеда, за которым он в последний раз ел детские сласти, под украдкой роняемые матерью, сестрами и бабушкой слезы, он собирал постель и переходил из детской в комнату братьев.

Старшие братья придирчиво осматривали его одежонку и немилостиво выбрасывали все, что считали излишне теплым или мягким. "Все! - говорили они. - Учись служить! Чай, теперь ты не дите, а полказака!"

С этой минуты мальчика могли наказывать только мужчины (или, если отец погиб или умер, только мать). Женщины не имели права вмешиваться в его воспитание. А когда старшие уезжали из дома, он оставался за хозяина. "Смотри, - говорил отец, - на тебе дом и женщины. Доглядай хозяйство". И если поначалу это могло восприниматься не совсем серьезно, то в десять лет казачонок уже полностью понимал меру ответственности и действительно был опорой дома и семьи.

С очень раннего возраста казачонок осознавал себя частью станичного общества. Предания донесли до нас известия о том, что на всех старинных казачьих войсковых кругах обязательно были смышленые казачата. Для этого торжественного случая им даже шилась, за счет атаманской казны, праздничная одежда. Разумеется, они не принимали участия в спорах казаков, у них была другая задача - слушать и запоминать. В особо важных случаях таких мальчишек бывало несколько. Они стояли друг от друга порознь, чтобы не разговаривали между собою, и после круга их расспрашивали: что они запомнили, о чем шла речь, кто и что говорил, кто кому возражал, какое было принято решение... Так народ сохранял свою историю. Бывали старики, которые с поразительной точностью рассказывали о событиях вековой давности, и на вопрос, откуда ему это известно, старик отвечал коротко и просто: "Я там был!".

Мальчишки обязательно присутствовали при разведении межевых границ. Причем, после того, как мальчонка с закрытыми глазами повторял все приметы и знаки границы, его могли неожиданно ударить рукой и нагайкой. Объяснение было примерно следующим: "Мол, прости, сынушка, это тебе не в укор и не в наказание... Рана заживчива, а память забывчива. И ты с годами все позабудешь, а вот как тебя ударили ни за что ни про что, век помнить станешь, а с тем и все границы станичного юрта".

Но самой главной задачей казачонка всегда была учеба. Особым уважением пользовались школяры. Ими гордились в семьях, они вели себя на улице солидно и достойно. Те, кому посчастливилось учиться в кадетском казачьем корпусе или в гимназии, были известны поименно всем жителям станицы или хутора. Их приглашал в правление и поздравлял с каникулами атаман. Студентов и юнкеров даже старики звали по имени-отчеству... Но кроме этого каждый казачонок ежедневно учился работать, перенимая мастерство от старших. Семилетний мальчик вполне справлялся с лошадьми и волами, мог и запрячь и поставить в конюшню. Пахать на волах ему не хватало силенок, но боронить, сгребать сено на лошадях было исключительно мальчишеским делом.

С весны до осени казачата, как правило, жили в степи при отарах или на бахчах со стариками. И здесь учеба не прекращалась ни на один день. Казачат учили ежедневно стрелять, скакать на коне, рубить шашкой, бороться.

Сыновьям казачьих офицеров времени на детские игры отпускалось меньше, чем сыновьям простых казаков. Как правило, с пяти-семилетнего возраста отцы забирали их в сменные сотни, полки и увозили с собой на службу, часто и на войну.
Аватар пользователя
Светлана
 
Сообщений: 126
Зарегистрирован: 18 мар 2009, 19:20

Re: Романовский юрт

Новое сообщение Светлана » 10 окт 2009, 15:37

Просим откликнуться всех, кто знает что-нибудь из истории казачества станицы Романовской. Можно на этой странице писать о том, что кому известно.
Аватар пользователя
Светлана
 
Сообщений: 126
Зарегистрирован: 18 мар 2009, 19:20

Re: Романовский юрт

Новое сообщение Юрий Херувимов » 28 дек 2009, 00:27

Светлана писал(а):Предлагаю в этом разделе обсуждать роль казачества у нас в районе. История казачества неразрывна с историей нашего района. Давайте вместе вспоминать историю, традиции и обычаи казаков.

Здравствуйте Светлана
Я живу в Ростове Но все родственники по матери живут в станице правда осталось их маловато недавно похоронили Дядю Васю Стучилина осталась одна матушка из всей семьи я имею ввиду старшего поколения
может быть поможете мне Матушка моя в девичестве Стучилина рода Егоровых вот хочу как то с родословной разобраться кто мы и от куда и кто есть дальние родственники ближних то я знаю Стучилин Николай, Черкасовы, Скакуновы я часто приезжал в станицу когда учился в школе на все лето к тетушке
Юрий Херувимов
 
Сообщений: 4
Зарегистрирован: 28 дек 2009, 00:12
Откуда: Ростов на Дону

Re: Романовский юрт

Новое сообщение Светлана » 29 дек 2009, 00:35

Юрий, Вы молодец, что хотите знать историю своего рода. Вы когда приезжали в Романовскую на какой улице останавливались? Кто у Вашей Матушки родители? Как фамилия тетушки у которой Вы гостили? Может быть на форуме Ваши родственники объявятся.
Аватар пользователя
Светлана
 
Сообщений: 126
Зарегистрирован: 18 мар 2009, 19:20

Re: Романовский юрт

Новое сообщение Юрий Херувимов » 31 дек 2009, 14:19

Светлана писал(а):Юрий, Вы молодец, что хотите знать историю своего рода. Вы когда приезжали в Романовскую на какой улице останавливались? Кто у Вашей Матушки родители? Как фамилия тетушки у которой Вы гостили? Может быть на форуме Ваши родственники объявятся.

Тетушка Моя Примерова Тая работала всю свою сознательную жизнь парикмахером в доме быта в станице
К стати у меня сохранилась фото времен
20 годов когда была коллективизация
Комсомольцы 20 годов пересканирую и выставлю в инет
спасибо за ответ с наступающим Вас Светлана и всех станичников
Юрий Херувимов
 
Сообщений: 4
Зарегистрирован: 28 дек 2009, 00:12
Откуда: Ростов на Дону

Re: Романовский юрт

Новое сообщение Светлана » 06 янв 2010, 12:56

Добрый день, Юрий! У нас в станице есть потомки рода Егоровых, Стучилиных, Скакуновых и Черкасовых. Может быть кто-нибудь откликнется. А вообще мы собираем исторические фотографии. В станице есть краеведческий музей. Романовская вошла в туристический маршрут "Серебрянная подкова Дона". Если Вам не трудно, от сканируйте фото и пришлите на электронную почту нашего интернет Портала. ( Приемная Главы, написать обращение). Или прикрепите на форуме. Очень интересно посмотреть.
С наступающим праздником, Рождеством Христовым, всех госте нашего Портала!
Аватар пользователя
Светлана
 
Сообщений: 126
Зарегистрирован: 18 мар 2009, 19:20

Re: Романовский юрт

Новое сообщение admin » 30 янв 2012, 17:25

elfktyj
Аватар пользователя
admin
Администратор
 
Сообщений: 62
Зарегистрирован: 17 мар 2009, 16:21

Re: Романовский юрт

Новое сообщение Гость » 21 апр 2012, 20:42

Вот мне интересно, какие тут могут быть потомственные казаки, когда советская власть половину перерезала, половину в лагерях сгноила, а на их место согнали бендеровцев с Западной Украины и кацапов со средней полосы России?
Гость
 

Re: Романовский юрт

Новое сообщение Кост » 23 апр 2012, 08:53

Гость писал(а):Вот мне интересно, какие тут могут быть потомственные казаки, когда советская власть половину перерезала, половину в лагерях сгноила, а на их место согнали бендеровцев с Западной Украины и кацапов со средней полосы России?


Украинцев на территории района не более 15%. Русских пока большинство, но среди них есть и потомственные казаки. На 33 тыс населения в той же добровольной казачьей дружине - 500 человек. Из этих 500, пожалуй, несколько десятков наберется, чьи отцы, деды и прадеды тут казачествовали. Так что, видать, не справилась советская власть до конца с поставленной задачей. Кроме того, казаков не резали, расстреливали. И в лагерях не гноили, а отправляли с семьями на поселение в Сибирь и на Урал. Оттуда был шанс вернуться. Ну, и самое главное... Хотя большинство казаков Романовского юрта составляли Романовский кавалерийский полк в составе деникинской армии, все же многие казаки, особенно бедняки, воевали на стороне советской власти. Так что и потомственные казаки есть, а теперь уже казачата подрастают, которые будут потомственными. Уклад разрушен, конечно, но что-то и в каком-то виде все равно возрождается. Лучше, чем ничего...
Кост
 

След.

Вернуться в Казачество района



Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron